5 декабря, 2024

Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность ?

   Функциональная грамотность  — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность складывается из нескольких составляющих:

  • Читательская — чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса);
  • Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления;
  • Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы;
  • Финансовая — умение принимать разумные финансовые решения;
  • Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации;
  • Компьютерная грамотность — взаимодействие с электронными сервисами, поиск,  анализирование и сегментирование информации в интернете;
  • Глобальные компетенции — умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки.

    Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии — математическая, географии, биологии, химии, физики — естественно-научная и т.д. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления. 

     Поэтому гармоничное развитие функционально грамотного ученика можно реализовать только через взаимосвязь всех школьных предметов в образовательном процессе.

      Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.     

      Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.   

Документы

  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.

     Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Методические рекомендации

Методические рекомендации по формированию ФГ

Методические рекомендации для учителей и родителей

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» 

Издательство «Просвещение» 

Московский центр качества образования

Московский центр качества образования. Тест